12 июля 2024
Блог
Каким должен быть онбординг в мобильном приложении
Онбординг в приложении — это процесс знакомства пользователей с вашим мобильным приложением, сервисом или услугой, часто с целью удержания и долгосрочного взаимодействия. Это решающее первое впечатление, которое пользователи получают о вашем продукте.
Он помогает пользователям быстро ознакомиться с возможностями продукта/услуги/сервиса и понять, как правильно пользоваться приложением.
Онбординг - это целая система напоминаний и подсказок для стимуляции активного взаимодействия пользователя с программным обеспечением, увеличению времени визита и поддержания интереса к продукту одновременно с пролистыванием экрана.
Онбординг в мобильном приложении может быть в виде стартового экрана или персонализированных информационных баннеров,
комбинацией всплывающих картинок и плашек, «сторис» с кратким и емким описанием продукта, карточек в виде карусели или в формате встроенного в флоу лендинга, где доступно и ярко можно объяснить, как работает услуга.
Также к онбордингу можно отнести информативные страницы приветствия, входа/регистрации и любых других обучающих экранов, рассказывающих о преимуществах, которые позволят пользователю подключиться к приложению. Если оно хорошо продумано и дружелюбно, они, скорее всего, продолжат свое путешествие по вашему приложению. Преимущества и выбор того или иного вида онбордига зависят от конкретных коммерческих целей и от содержательного наполнения приложения.
Попадание точно в цель
Какие инструменты помогут вам сделать работающий онбординг, способный увлечь пользователей и повысить конверсию в мобильном приложении? Первый и главный принцип - это понимание необходим ли он. Качественный онбординг имеет большое значение для сложных продуктов. Мы уже давно работаем с разработкой онбординга для самых разных мобильных приложений и можем сказать, что он особенно нужен, когда выходит новый функционал, ранее пользователю не знакомый или когда его нужно привести к услуге/сервису, которыми он редко пользуется.
Например, у компании ВСК в мобильном приложении заработал сервис «Телемедицина». Врачи телемеда готовы помочь пользователю в онлайн-режиме в любое время, без ожидания физического приема. Они могут проводить и первичный прием, и назначить необходимые анализы для дальнейшего лечения уже в оффлайн клинике. Но если пользователи не будут понимать зачем такая услуга им нужна или будут бояться ей пользоваться, у них будет меньше оснований для знакомства с сервисом. Задача онбординга в таком случае – привести пользователя, объяснить выгоду и удержать.
Второй принцип онбординга - это наличие портрета пользователя и анализ его «боли» и потребностей с помощью аналитического исследования. Специальные опросы (обратная связь) пользователя помогут узнать, сколько человек уже используют функционал и какие у него преимущества и недостатки. Проведение аналитики помогает развивать продукт в необходимом направлении. Онбординг сервиса “Телемедицина” в мобильном приложении ВСК позволил всего за 2 месяца увеличить конверсию на 14 %.
Аналитика поможет понять, в каком именно месте в продукте, на каких экранах, на каких шагах показ онбординга сможет помочь пользователю начать пользоваться функционалом.
Ольга Швецова
аналитик
Для разработки эффективного онбординга в мобильном приложении необходимо заранее определить следующее:
• каким образом пользователи приходят в ваше приложение;
• какой функционал они используют в первую очередь и переходят ли к другим функциям впоследствии;
• какие функции приложения пользователи используют чаще, реже и практически не используют;
• применяют ли пользователи все преимущества сервиса при переходе к нему и пользуются ли они ими в полной мере;
• проходят ли пользователи весь путь к получению услуги или останавливаются на определённых этапах.
При реализации онбординга недостаточно кратко, лаконично, красочно объяснить пользователю преимущества и пользу, которую он получит от той или иной услуги, функционала. Необходимо опираться на конкретное действие пользователя и выдавать ему то, что нужно в конкретный момент использования. Важно знать последовательность шагов, которые новые или существующие пользователи предпринимают, когда открывают приложение.
Многие забывают, но грамотно подобранное «место и время» показа информации – ключевой фактор эффективности. Важно не только, что показывать, но когда и где. И, безусловно, проверять, что больше всего подходит пользователям. Например, варианты онбординга мы опробуем в режиме эксперимента, контролируем изменение соответствующих метрик и смотрим, как увеличилась конверсия. В дальнейшем немного меняем или расширяем реализацию онбординга для достижения бизнес-целей. После внедрения необходимых доработок измеряем рост конверсии, относительно прошлых периодов в процентах.
Правила хорошего тона
Представьте, что установили приложение маркетплейса, создали личный кабинет для заказа, а приветственный баннер появляется при каждом открытии приложения. Такая ситуация может раздражать, поэтому разработчики должны сделать все, чтобы негативных триггеров у человека не возникало. Из-за неправильно выстроенного онбординга пользователь уйдет навсегда.
Если достаточно большой поток пользователей уже работает с каким-либо функционалом, онбординг может быть излишним и даже раздражающим для тех, кто его уже использует. В таком случае есть вариант показывать какие-либо подсказки только выборочно - для тех, кто функционал не использовал, либо использовал его давно.
Онбординг для малознакомого пользователю функционала может принести не пользу, а вред – если сделать его навязчивым или плохо продумать его состав и место показа.
Онбординг у каждого свой
Онбординг в приложении ставит ценность продукта на первый план. Как только пользователи откроют ваше приложение, он должен привести их к выводу: «О, это то, что мне нужно!»
Мы делаем онбординг увлекательным и плавным процессом, который позволяет пользователям заинтересоваться приложением и возвращаться к нему снова.
Если у вас есть классный продукт мы сделаем так, чтобы его покупали, а если у вас нет продукта – сделаем и его.
Больше наших статей про аналитику в ИТ-продуктах:
Работа с целеполаганием и продуктовыми метриками в аналитике
Как непрерывно развивать продукт за счет инструментов аналитики?