27 марта 2020

Блог

Как правильно настроить проектную аналитику для офисных ТВ?

Когда вы работаете над важным приложением, которым пользуются сотни и тысячи человек, вам важно держать руку на его пульсе. В нашем случае речь идёт про целую серию критически важных бизнес-сервисов, где нужно отслеживать ключевые цифры. Эти системы обеспечивают заказчику процессы продаж, управления подразделениями и работы с партнёрской сетью.

Чтобы контролировать состояние процессов в этих продуктах, мы и запустили для проектных команд аналитические дашборды. Как выяснилось, такая достаточно очевидная вещь может оказаться весьма нетривиальной проблемой.

  1. Нужно выбрать действительно важные показатели из множества просто важных – любой, особенно крупный проект генерит лавину информации о ходе работы, в которой реальную ценность предоставляет небольшая доля.
  2. Для этого нужно определиться с пользовательскими сценариями, чтобы понять, какие ситуации могут вызывать падение производительности, сбои и прочие неприятности.
  3. Попутно нужно найти удобный формат для доставки информации – мы сейчас говорим не про спам тревожными уведомлениями, а про некую постоянную картинку, которая по одному взгляду даст понять, не идёт ли апокалипсис, а при необходимости позволит провалиться до деталей.
  4. Ещё хотелось бы, чтобы это было красиво и чтобы можно было не только быстро испугаться, когда что-то идёт не так, но и порадоваться успехам, когда всё хорошо.

Объедините все эти факторы – и у вас будет отличная, полезная проектная аналитика. Сделаете что-то не так – и на ваши важные графики и диаграммы через пару недель перестанут обращать внимание.

Как это сделали мы

Визуализацию сделали с помощью open source платформы Grafana. Это популярная система для подготовки наглядной отчётности, которая умеет интегрироваться с большинством распространённых источников данных: Elasticsearch, MSSQL, AWS CloudWatch, десяток других. С технической точки зрения всё просто – вы создаёте свои дашборды с панелями, куда подаются нужные вам данные за указанный период.

Большинство пользователей работают с Grafana на компьютере. Наша практика показала, что если вы передаёте данные на телевизор, то для них нужно выбрать специальные настройки. Вот как мы рекомендуем это делать:

  • Создавайте в Grafana дашборды специально для TV. Одна и та же информация по-разному выглядит на мониторе и на телевизоре. Значение имеет и соотношение сторон (16:9 против 16:10), и в принципе разное предназначение дашбордов – на компьютере мы погружаемся в данные, а с телевизора считываем основные показатели быстрым взглядом.

Для монитора:

Для телевизора:

Фильтруйте данные. По той же причине из телевизионных отчётов нужно выкидывать ссылки, подробности ошибок и прочие показатели для внимательного изучения. Самое главное, чтобы панель быстро показывала состояние продукта – есть проблемы или нет. Статистику за неделю и месяц стоит показывать для поднятия духа, а если места не хватает, от таких графиков нужно избавляться в первую очередь.

  • Определитесь с пороговыми значениями. В любом процессе периодически возникают ошибки, которые нештатными ситуациями не являются. Например, отсутствие у пользователя прав на подачу заявки. Подсчитайте, какое количество ошибок говорит о реальном сбое и не тревожьте людей без повода.

Пример дашборда с количеством ошибок за сегодня
и средними цифрами за месяц

  • Используйте плейлисты. Одна и та же картинка на экране испортит матрицу, о чём некоторые телевизоры даже сами предупреждают. Периодическое обновление данных на графике проблему не решает – основные элементы остаются на местах. Так что разбивайте показатели на два дашборда и показывайте их по кругу. Плейлисты лучше всего запускать в режиме Kiosk mode.

  • Выставляйте масштаб в 150%. Экспериментальным путём установлено, что это оптимальный размер. Данные и подписи к ним будут различимы даже с другого конца кабинета, и при этом на экране помещается достаточно информации.

По итогам выводы мы можем сделать только самые положительные:

  • Очень радует возможность в любой момент убедиться, что всё хорошо.
  • Очень спокойно от того, что если что-то засбоит, мы это сразу увидим.
  • Проектный менеджер может всегда выдернуть важные данные для разговора с заказчиком.
  • Укрепляется сознание, что мы делаем общее дело – это ещё раз повышает командный дух.