13 июня 2019

Блог

Как оценить качество цифровой экосистемы: 5 базовых признаков

Как менялись требования к цифровой экосистеме

  • 1990-ые

В это время все единогласно голосовали за универсальные решения, проверенные в аналогичных компаниях. Как говорится, покупай IBM и не прогадаешь.

Хорошая ИТ-система упрощает работу сотрудников, а в идеале — автоматизирует её и помогает снижать ошибки. При этом процессы кардинально не менялись.

Поясню на примере. В 90-ые, когда мы хотели купить билет на самолёт, то шли в авиакассу. IT-системы упрощали кассиру выписку билета, но для пассажира ничего не менялось.

  • 2000-ые

Хорошей считается ИТ-система или платформа, которая меняет процессы. В это время наши заказчики ожидают от неё способности оцифровать технологии работы и бизнес-процессы, а в идеале и сам продукт.

Та же покупка авиабилета в 2000-ые выглядит так: на сайте выбираешь рейс, предварительно рассчитываешь стоимость услуги, распечатываешь и идёшь в офис только чтобы оплатить и выписать билет. Пока о продажах через сайт речи не идёт – нет ни законодательной базы, ни инфраструктуры, да и люди не готовы. Но компании уже задумываются об этой возможности.

  • 2010-ые

Технологии делают очередной скачок. Через сайт продают все или почти все. Компании хотят непрерывно менять свой продукт, подстраиваясь под новые запросы потребителя.

Сейчас невозможно представить, что путешественник распечатает бронирование и поедет в офис авиакомпании покупать билет «Новосибирск—Москва». Ведь проще и быстрее через сайт авиакомпании, мобильное приложение или по ссылке из Aviasales. Выбор места, регистрация на рейс и дополнительные опции вроде покупки багажного места — тоже через онлайн.

В 2010-ых наши заказчики ожидают, что ИТ-система — теперь уже цифровая экосистема — помогает быстро адаптировать товар или услугу под требования рынка незаметно для потребителя.

Цифровая экосистема образца 2020 года

Современную цифровую экосистему можно представить как конструктор, собранный из разных деталей. Эти блоки при необходимости быстро меняются, обеспечивая компании легкий time to market. В такую систему легко добавить новые продукты или системы. Она оперативно собирает аналитику и обратную связь, и способна гибко трансформироваться.

Например, страховая компания решает провязать стоимость каско к стилю вождения. Аккуратно водишь, не обгоняешь, не подрезаешь — плати меньше В качественную цифровую систему легко встроить всё необходимое для реализации и быстро начать продажи новинки через сайт, мобильное приложение и сеть розничных менеджеров.

В результате получается экосистема, которая помогает компаниям мгновенно выпускать новые продукты или делать существующие более гибкими. В ней полностью исключен монотонный ручной труд, процессы автоматизированы и происходят в режиме онлайн. Человеку же остается только принять решение.

5 базовых признаков качественной цифровой экосистемы

Вне зависимости от сферы бизнеса и его конкретных задач есть абсолютно универсальные требования, которые определяют качество цифровой экосистемы. Опираясь на 15-летний опыт работы, мы сформулировали пять признаков, по которым отличаем хорошую экосистему от требующей доработок.

1. Систему легко внедрить или отказаться от неё через 5-10 лет

​Первое, о чем стоит задуматься при выборе системы – как вы будете от нее отказываться. В ИТ ещё 10 лет назад все писали план внедрения, не задумываясь о плане отмены. Сейчас новые инструменты и технологии появляются непрерывно. Поэтому рано или поздно придётся обновить всё, что казалось незыблемым.

Если вы легко и быстро можете внедрить систему и также легко от неё отказаться, значит, она правильно встраивается в вашу платформу.

2. Гибкость: экосистема обновляется незаметно для пользователей

Хорошая экосистема легко меняется, не влияя на работу остальной ИТ-инфраструктуры компании. Это позволяет компании быстро вывести на рынок новый продукт: добавить на цифровую платформу, начать онлайн-продажи и сразу же оценить спрос.

Качественная цифровая экосистема позволяет легко маневрировать: подключать актуальные сервисы и отключать устаревшие. Про этом она работает непрерывно, и пользователи — будь то клиенты или сотрудники — не почувствуют качки.

3. Легкая интеграция с другими системами

Хорошая цифровая платформа на старте никогда не потребует выкинуть или срочно заменить уже существующие ИТ-системы компании.

Радикально обновлять стоит лишь те системы, с которыми нельзя интегрироваться — это признак того, что они устарели. Любой компромисс здесь является бомбой замедленного действия, которая рванет, когда вы меньше всего этого ждёте. Будет неприятно, если интернет-магазин «ляжет» в Черную пятницу под напором клиентов просто потому, что пару месяцев назад никто не проработал его отказоустойчивость.

Если же системы работают хорошо, цифровая экосистема легко интегрируется и органично дополняет их. Столь же легко она становится источником информации или самостоятельно забирает её из существующих систем.

4. Оперативное оповещение о сбое

Скорость имеет первостепенное значение. Сайт упал, платеж за товар не проходит или клиенты не могут подключиться к системе. О ключевых проблемах следует знать сразу же, как только она случилась, а не когда попала во все новости.

Поэтому хорошая цифровая экосистема оснащена инструментами мониторинга и техподдержки, которые помогают быстро определить проблему. Отличная — отслеживает динамику ключевых показателей и по скачку графика определяет, что важный процесс дал сбой. В экстренных случаях она проактивно предупреждает специалистов о проблемах в своей работе. И делает это удобным вам способом: через email, в мессенджер или push на телефон. 

5. Цифровая экосистема принадлежит вашей компании

Успешность цифровой трансформации зависит от того, кому принадлежат имущественные и интеллектуальные права на системы и алгоритмы, которые её обеспечивают.

Хорошая цифровая экосистема полностью принадлежит вашей компании. Это означает, что решение передано вам как объект интеллектуальной собственности и его можно поставить на баланс как нематериальный актив. У вас есть исходный код и вся необходимая документация, ваша техподдержка умеет работать с цифровой экосистемой и не боится засучить рукава.

Быстрая доставка обновленного продукта конечному пользователю - обязательное свойство time to market современной цифровой системы. При этом себестоимость разработки экосистемы не должна влиять не стоимость этого продукта. Поэтому смело отклоняйте условия вроде: «Мы будем брать по пенсу с каждой транзакции», поскольку в перспективе это вредит масштабируемости компании.

Заключение

При создании цифровой экосистемы мы заглядываем в будущее — какие возможности в нее заложить для эффективного развития продуктов. Учитывайте при проектировании, что система будет работать в будущем, которое непредсказуемо. И ваша экосистема должна работать на вас сейчас, помочь вам в этой непредсказуемости и завтра, или хотя бы не помешать сменить планы.

 

Оригинал статьи опубликован на VC.ru