13 января 2022

Блог

Логика разработки нового продукта с точки зрения дизайна

Создание дизайна начинается с предварительных исследований. Наши UX-аналитики заходят в существующее решение клиента (если оно есть), изучают его, снимают жизненные показатели и фиксируют все проблемы и потребности пользователей.

А если такого решения нет, то проводят интервью и опросы пользователей. Мы спрашиваем, как устроена их работа, какими инструментами они пользуются.

Второй этап – прототипирование решения. Мы раскладываем потребности пользователей и формируем черновую архитектуру будущего решения. Здесь важно прописать все требования к интерфейсу: какие будут модули, как они будут взаимодействовать, какие проблемы и потребности, выявленные на начальном этапе, решат и удовлетворят придуманные экраны.

На третьем этапе подключается продуктовая команда. Вместе с отделом дизайна она оттачивает решение, отшелушивает лишнее, проверяет логическую согласованность  модулей. Нужно оценить жизнеспособность архитектуры с точки зрения дизайна, аналитики, бэка и фронта – и все это еще только на уровне концепта. Далее мы презентуем решение заказчику.

Модерируемое UX-исследование позволяет нам вместе с пользователем пройти по всему сценарию и воочию увидеть, как будет работать дизайн.

Дополнительный опциональный этап – проверка гипотезы. Когда наше новое решение сильно меняет предыдущий флоу, мы создаем кликабельный прототип, чтобы еще до начала разработки проверить, все ли сценарии мы закрыли и не сломали ли чего-то важного для пользователей предыдущей версии продукта. Ведь не все, что кажется очевидным нам, очевидно потенциальным пользователям. Для проверки прототипа мы даем людям специальный сценарий с задачами, максимально похожими на пользовательские кейсы из реальной жизни. Так мы снова получаем обратную связь и можем что-то поправить до начала разработки.

Во время четвертого этапа мы распиливаем весь концепт на маленькие итерации и начинаем работать классическими двухнедельными спринтами. Например, берем одну таблицу из концепта. Сначала аналитики раскладывают ее по кирпичикам – продумывают все состояния, колонки, способы измерения, фильтрации и т. д. По их следам все это прорабатывает отдел дизайна. В конце спринта опять презентуем заказчику наработки и вносим правки, а дальше отправляем в разработку на фронт и бэк. Наступает второй спринт, мы берем новый элемент концепта – и так, пока не будет готов MVP продукта.

Пятый этап – запуск и отладка. Мы начинаем запускать продукт «по кусочкам», и, когда большое количество людей начинает его использовать, приходит обратная связь с дополнительными комментариями и предложениями.

В идеале и здесь нужно провести тестирование. Оно может быть количественным или качественным. Количественное – когда собирается статистика, например, аналитические метрики и опросники SUS (System Usability Scale – шкала для субъективной оценки удобства со строны пользователя). А качественное исследование дает нам информацию о барьерах и сложностях, с которыми сталкиваются наши пользователи. Его можно проводить на небольшой выборке пользователей, в то время как количественные исследования проводятся на более обширной аудитории.

True инструменты дизайна

Раньше мы пользовались связкой Sketch – Miro – Zeplin: в Sketch делали дизайн, для разработчиков выкладывали его в Zeplin, в Miro рисовали схемы и презентовали дизайн заказчикам.

Сейчас центральным инструментом стала Figma – платформа, которая объединяет в себе практически все, что нам нужно для совместной работы над макетами. Здесь можно интенсивно работать над материалами, одновременно вносить множество правок, отправлять макеты заказчику и получать от него комментарии. И поддерживать целые дизайн-системы.

Мы организуем пространство в Figma таким образом:

  • UI-киты;
  • вкладки с черновыми макетами;
  • доска для согласования решений с аналитиками, защиты перед заказчиком, обмена комментариями;
  • вкладки для разработчиков со всеми состояниями одного экрана, которых может быть и 10, и 20;
  • интерактивные прототипы продуктов.

При этом Miro остается инструментом для UX-аналитиков, где они строят карты пользовательских сценариев, собирают обратную связь по результатам исследований, рисуют большие таблицы со сложной логикой.

Аналитика как важная часть проектирования дизайна

UX-исследования позволяют продуктовой компании выйти на новый уровень в условиях насыщенного рынка и постоянной смены «хотелок» и потребностей пользователей. И, конечно, аналитика колоссально влияет на качество продуктов.

Исследования присутствуют на всех этапах работы. Так можно предусмотреть важные детали, которые сэкономят наше время и деньги заказчика, наладить связь между пользователями, бизнесом и разработкой.

На разных этапах разработки используются разные типы исследований. В самом начале, например, можно собрать метрики, изучить бизнес-процесс, провести аудит. А после этапа проектирования – собрать прототип, дать его пользователям и получить обратную связь. И так далее.

Благодаря информации, получаемой в ходе исследований, можно избежать ошибок, сделать продукт более качественным и удобным и внедрить в него проработанные фишки.

UX-исследования бывают модерируемыми и немодерируемыми. Во время проведения модерируемого исследования пользователь тестирует продукт вместе с UX-аналитиком, который задает уточняющие вопросы. Немодерируемые – когда пользователю скидывают ссылку, дают задания, и все это он делает сам.

Наша компания чаще всего проводит именно модерируемые исследования, так как для нас они являются более эффективными, поскольку дают больше информации.

Почему нельзя унифицировать подходы UX-исследований ко всем проектам

У продуктов могут быть разные финансовые ресурсы, разные цели и пользовательские задачи. Например, внутренние продукты акцентируют внимание на функциональности рабочих инструментов для сотрудников – выписать билет, запланировать отпуск, предоставить авансовый отчет и т.д. В клиентских продуктах важна и функциональность, и эмоциональность, так как пользователь голосует рублем. При этом и тот, и другой вид продуктов должен быть сделан на отлично.

Важно учитывать, на каком этапе находится продукт. В течение активной разработки с исследованиями лучше повременить. Плюс, для исследования нужно время и заинтересованность лиц, принимающих решения, так как результаты исследований должны быть применены. Иначе в них нет особого смысла.

Наши решения работают!

С UX-исследованиями мы живем уже год, причем очень успешно. Заказчики проникаются идеями и их положительными результатами, которые мы внедряем в производство, и дают нам возможность распространять исследования на все большее количество их продуктов.

Куда мы двигаемся дальше? Теперь наша задача – создать единый roadmap UX-исследований ко всем проектам, который будет вести от самого начала через процесс разработки, запуск и последующую эксплуатацию. В зависимости от этапа и от специфики продукта можно выбрать определенный метод или тип исследования, который будем применять.

Roadmap похож на квест или на большую карту парка, к которой подходишь и читаешь «вы здесь, а если собираетесь в другое место, то пройдете по таким-то этапам, и для этого вам нужны такие-то методы». Это поможет нам подбирать нужные методы и инструменты, а значит мы сможем быстрее поставлять заказчикам ценность.