8 мая 2024
Блог
Аналитика в IT: виды и как они влияют на успех продукта
Аналитика – один из ключевых процессов в разработке ИТ-продуктов. На основе исследований выстраиваются все процессы: от технической «начинки» до UI и пользовательских сценариев.
Аналитика требуется не только на старте, но на других этапах разработки:
- На первых этапах разработки исследование необходимо, чтобы выстроить общий «каркас» решения, которое опирается на бизнес-потребности, и позволяет сразу видеть, в каком направлении будет развиваться продукт.
- Бизнес и окружение не стоят на месте - требуется анализировать текущую работу системы, вносить своевременные доработки и реализовывать новые актуальные функции.
- Новые возможности нужно бесшовно вписывать в текущую архитектуру системы и выводить в Prod максимально быстро. Без качественной аналитики существенно повышаются риски дорогостоящих ошибок.
В этой статье мы хотим показать «внутреннюю кухню» аналитиков и рассказать, какие виды аналитики существуют и какие задачи решает каждый из них. Начнем по порядку.
Типовые роли участников IT – проекта
Эти роли можно разделить на 2 категории - представители со стороны заказчика и представители команды разработки.
- Заказчик - лицо (или круг лиц), которое формулирует, какую итоговую цель должен достигать продукт, который мы разрабатываем.
- Пользователи - люди, которые будут непосредственно пользоваться продуктом, выполняя задачи на пути к озвученной цели. Иногда пользователем может являться заказчик, но чаще это разные люди.
- Менеджер проекта - человек, который отвечает за организацию процесса разработки: за коммуникации внутри команды, за коммуникации с заказчиком и за своевременное выполнение работ и достижение результата.
- Аналитик, архитектор и проектировщик - не просто так указаны вместе. Они решают очень похожие задачи: моделируют будущий продукт, выявляют спорные/критические моменты, предлагают идеи решения.
- Разработчик — это человек, который занимается непосредственно написанием кода.
- Тестировщик - человек, который контролирует качество продукта: в плане ошибок и в плане достижения итогового результата.
Подробно поговорим про задачи ИТ-аналитика. Их условно можно разделить на 2 части: те, которые больше относятся к бизнес-анализу, и те, которые больше относятся к системному анализу.
Бизнес-анализ
Сюда относятся:
- Оценка продуктовых и технических метрик. К нам пришел заказчик, рассказал, что он хочет, а аналитик погружается в предметную область и начинает продумывать объективные показатели достижения поставленных целей. Например: что-то ускорить, автоматизировать, сделать дешевле, увеличить количество пользователей. В итоге аналитик отвечает на вопрос: как мы поймем, что поставленные цели достигнуты? И это является ключевыми метриками продукта.
- Сбор и классификация информации. Вводная информация может быть предоставлена в разных видах: подробное ТЗ, рассказ своими словами. Одним из ключевых навыков ИТ-аналитика является умение собирать эту информацию через интервью, опросы и структурировать.
- Построение процессных и технологических цепочек. Аналитик формирует верхнеуровневое видение достижения поставленных целей.
- Анализ пользовательского поведения и сценариев. Это, в частности, UX-анализ, проработка различных краевых ситуаций - ошибки, подсказки и так далее.
- Декомпозиция сложных сценариев на атомарные этапы и результаты. Разбиение сложных сценариев на более мелкие этапы, которые дадут быстрый результат. Конкретные, тестируемые и полезные кусочки системы.
Системный анализ
Обычно результатом качественного бизнес-анализа являются:
- Проработанные цепочки бизнес-процессов (кто и что должен делать для достижения результата)
- UI-концепции со схемами основных пользовательских путей и экранов (Выполняется Дизайнером на этапе бизнес-анализа)
- Архитектурные концепции с выделением основных функциональных модулей и потоков данных (Выполняется архитектором-проектировщиком на этапе бизнес-анализа)
- План разработки в виде задач, реализуя которые, разработка достигнет цели
На этом этапе над каждой задачей выполняется так называемая системная аналитика.
Требуется проработать детальные технические требования по каждой задаче для передачи в разработку:
- Преобразование пользовательских сценариев в варианты использования системы или функциональные возможности. Нужно выделить атомарные операции из сценариев для последующего описания.
- Проработка интеграции. На этапе бизнес-анализа используются термины потоков данных, но не фиксируются точные контракты для взаимодействия систем и сервисов. Они согласуются на этом этапе.
- Проработка системных объектов, ролей и доступов. То есть описание сущностей системы.
- Нефункциональные системные ограничения, такие как Скорость, Отказоустойчивость, Точность расчетов и прочее.
Акценты в проведении аналитики
Есть такой тезис - задачи автоматизации бывают очень разные. Они неоднородны, имеют разную специфику и отличаются по сложности. Эта сложность имеет разную природу. Соответственно и подходы к их решению у аналитика могут сильно отличаться.
Далее рассмотрим несколько свойств задач, которые влияют на то, какую аналитику проводить.
- Первое свойство - понятна ли предметная область или же требуется погружение команды в контекст происходящего?
- Если система узкоспециализированная, то нужно погрузить команду в нее.
- Если общедоступные и понятные всем сценарии - то погружение не требуется.
- Если же расшифровка требуется, то решением является описание глоссария, определение и декомпозиция бизнес-целей и так далее.
- Второе свойство — изменения вносятся в существующий системный процесс или реализуется абсолютно новая возможность?
- Если это новый продукт - мы приступаем к генерации идей, анализу существующих решений, формулируем гипотезы и метрики достижения успеха.
- Если продукт работающий, мы можем снять текущие метрики и определить целевые.
- Если мы внедряемся в текущий процесс, то аналитик описывает «как есть сейчас», описывает видение «как должно быть», выявляет зависимости. Например, аналитик может описать текущую или целевую схему интеграций. Описать контракты.
- Третье свойство задач— это тип пользователей.
- Если пользователь имеет «размытый» профиль и одной из задач системы является «удержание» пользователя, то можно провести UX-исследование.
- Если же пользователи - люди подготовленные и работают по заранее определенным алгоритмам (например, бухгалтер), то такой класс аналитики не требуется - важны другие подходы.
- Четвертое свойство задачи- вариативность/ветвление реализуемого процесса.
Бывают системы, в которых процессы линейные, понятные, их не нужно моделировать, оптимизировать.
Если в системе планируются сложные и ветвистые процессы, то аналитику необходимо показать вариативность, смоделировать бизнес-процесс: например, в формате BPMN-диаграммы/диаграммы последовательности.
(Один их кейсов, как мы применяем BPMN-движок Camunda, мы описали тут)
- Пятое свойство задачи - способ запуска в эксплуатацию. Сможем ли мы это сделать моментально или потребуется подготовка?
- Если подготовка нужна, то аналитику необходимо подготовить пользователей (например, инструкцию написать/провести обучение), подготовить данные (миграция данных из старой системы), составить концепт внедрения
Итог
Качественная ИТ-аналитика позволяет эффективно работать всей фабрике производства на каждом этапе работы. Ведь чем понятнее поставлена задача, тем быстрее и качественнее разработка, четче проверяется качество полученного продукта, а поставленные бизнес-цели достигаются последовательно и прозрачно.
Кроме того, одна из основных задач аналитика - уменьшение рисков для последующих этапов разработки. Поэтому, его работа напрямую зависит от того, какие риски несет система/задача, то есть в каком месте меньше всего понятно - там у аналитика больше работы.
Для того, чтобы ИТ-аналитика была не просто обязательным этапом производства, но и приносила максимальную пользу, нужно понимать, с какими сложностями столкнется команда при разработке, тестировании и поставке задачи и делать акцент на самых сложных ее аспектах.
Больше материалов про ИТ-аналитику в True Engineering:
Работа с целеполаганием и продуктовыми метриками в аналитике
Как непрерывно развивать продукт за счет инструментов аналитики?