15 августа 2024

Блог

Аналитика и исследования

Разработка

Работа с целеполаганием и продуктовыми метриками в аналитике

Когда мы начинаем разрабатывать тот или иной продукт, перед нами встают определенные цели, которым задачи разработки должны следовать. Как измерить эффективность достижения этих целей и не сбиться с заданного курса? В этом должна помочь наша новая концепция.

Подробно о том, почему от аналитики зависит успех продукта и как за счет нее непрерывно его улучшать мы уже рассказывали в прошлых статьях. Здесь мы хотим поговорить о новой концепции, которую мы активно внедряем в наши процессы.

Что такое продуктовая метрика?

Простыми словами, продуктовые метрики – это показатели, которые помогают измерить и оценить эффективность бизнеса и за счет этого выстраивать дальнейший путь развития. Метрики используют для принятия решений в таких вопросах, как посыл и позиционирование продукта, внедрение фич, пользовательский интерфейс, методы продвижения и многих других. Это один из самых надежных способов оценить успех или неудачу конкретных задач.

Каждая выполняемая командой проекта задача должна качественно улучшать продукт. И эти улучшения должны быть не только максимально полезны, но и измеримы. Эти золотые правила всем известны, но часто польза разработок держится «в головах», понимается весьма размыто и не фиксируется в доступном для всех участников проекта описании.  Например, целью реализации онбординга пользователя в какой-то процесс команда разработки может считать «повышение информированности пользователя о продукте», хотя на самом деле онбординг ведет к покупке целевой услуги, и ключевая цель заказчика здесь - увеличить продажи этого продукта (на определенный процент за определенный период).

Мы озадачились вопросом оценки разработки с точки зрения эффективности достижения целей, поэтому активно прорабатываем концепцию, которая позволит «вытащить на поверхность» бизнес-цели и продуктовые метрики продуктов и работать с качеством и пользами продуктов уже в явном виде. О концепции расскажем поподробнее.

Измерение эффективности достижения целей разработки через продуктовые метрики

Идея состоит в том, чтобы работать с каждой задачей как с продуктовой гипотезой. Что это значит?

Исходя из бизнес-целей продукта, на этапе постановки задачи мы предполагаем, что ее выполнение приведет к определенным результатам. Например, в новый раздел будет заходить 3000 пользователей ежемесячно, и конверсия в покупку целевой услуги увеличится на 10% за 2 месяца.

При описании задачи описываем также события, которые совершает пользователь или приложение/сайт (тапы на кнопки, прокрутки экранов и пр.), аналитику по которым будем собирать. Формулируем на основании описанных событий и исходных целей задачи метрики, которые в дальнейшем сможем померить. По итогу выполнения задачи и по прошествии необходимого времени мы сделаем замеры - достигнут ли запланированный результат, т. е. сработала ли гипотеза. Если нет, проводим аналитику ключевых событий по задаче, понимаем, где именно что-то пошло не так, и формулируем новую гипотезу (задачу на доработку). 

Наша концепция делится на несколько уровней: 

1) Осознание

Аналитик в частности и вся команда в целом должны понимать ключевые бизнес-цели продукта. Например, в приложении электронной коммерции нужно достичь 2000 продаж услуги в месяц, а посещаемость приложения довести до 5000 уникальных пользователей в месяц для узнаваемости бренда.

2) Измерение

Команда осознает, формулирует и настраивает ключевые продуктовые метрики, измеряющие успешность работы продукта. Например: 

  • Подсчет общего количества проданных услуг за период. 
  • Аналитика воронки покупки и отслеживаем, на каких шагах уходит основное количество пользователей. 
  • Подсчет переходов на покупки – основные источники перехода пользователей к покупке. 

3) Трассировка

Аналитик при постановке каждой задачи прорабатывает связь конкретной задачи с одной из основных бизнес-целей и ключевой продуктовой метрикой, либо формулирует новую связанную метрику. Например, мы делаем Stories с полезными рецептами и среди них вставляем рекламу для покупки. Ожидаем увеличения входа в воронку продаж услуги из нового источника. 

4) Реализация

В каждой задаче команда помимо основной разработки привыкает логировать ключевые события и параметры для замера. 

5) Рефлексия

По факту релиза и использования фичи команда проводит стратегическое планирование: замеряет продуктовые метрики, осознает реальное влияние фичи на продукт, сравнивает с ожидаемым, вносит коррективы в разработку. 

Сейчас мы на этапе пилотирования этой концепции на паре проектов - подбираем и оттачиваем подходы, форматы описаний и инструменты, а в дальнейшем планируем внедрить этот подход на всех проектах.

Сейчас мы на этапе пилотирования этой концепции на паре продуктов. Подбираем и оттачиваем подходы, форматы описаний и инструменты. В дальнейшем планируем внедрить этот подход уже на всех продуктах. Это позволит не только более вдумчиво реализовывать фичи для заказчика, но и более глубоко осознать потребность продукта и выдвигать свои гипотезы - стать своеобразными "Совладельцами" продуктов.

Швецова Оля

Ольга Швецова

аналитик